• Настоящий сайт создан сотрудниками и студентами Школы культурологии на средства гранта, выделенного Фондом образовательных инициатив НИУ ВШЭ на пост-продакшн по результатам студенческих экспедиций в рамках проекта «Открываем Россию заново». Но мы пошли дальше и решили собрать на сайте архив со всеми материалами, которые накопились у Школы культурологии НИУ ВШЭ с 2011 года по итогам наших поездок: полевые заметки, скетчи, фотографии, видео и отчеты. 

Кто мы?

С 2012 года Школа культурологии НИУ ВШЭ проводит в первой декаде мая  культур-антропологические автомобильные экспедиции под руководством Виталия Куренного и Руслана Хестанова. Профессора и студенты успели объехать Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Чечню, Дагестан, Украину, Грузию, Армению и Иран.

 

Летние культурологические школы всегда носили выездной характер — каждая из них проходила за пределами Москвы — Торжок (2011-2012), Дубна (2013, 2015-2016) или Сатка (2014), поэтому они по праву могут называться экспедициями. Каждый раз преподаватели и студенты покидали пределы города, чтобы провести полевые исследования на неизвестных им ранее территориях. Только такой опыт позволяет оторваться от кабинетной работы и узнать, как устроена наша страна на самом деле.

С 2017 года география наших экспедиций заметно расширилась благодаря общеуниверситетскому проекту «Открываем Россию заново». В 2017 и 2018 годах мы провели экспедиции в Дивногорье, Киров и Карелию. В 2019 году мы поедем в 4 экспедиции — на Северный Кавказ (апрель-май), Дивногорье (июнь), Карелию (август-сентябрь) и Владивосток (сентябрь).

 

Формат проводимых экспедиций является уникальным, поскольку сочетает доступ к дальним территориям и возможность плотного и мобильного исследования отдельных локусов. Основной целью экспедиции как учебно-практической деятельности является формирование исследовательских компетенций по комплексному и дискурсивному анализу пространства малых и крупных постсоветских городов.

 

В программе экспедиций используются различные формы полевой работы (интервьюирование, наблюдение, фото- и киносъемка и т.д.), семинары и установочные лекции. Подобного рода полевой опыт позволяет студентам выработать практические компетенции, навыки.

Руководители экспедиций

Виталий Куренной

Виталий Куренной

руководитель Школы культурологии и Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ

Руслан Хестанов

Руслан Хестанов

профессор, заместитель руководителя Школы культурологии НИУ ВШЭ, руководитель ОП "Культурология"

Александр Сувалко

Александр Сувалко

преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ

Экспедиции и летние школы

2018

Карелия: «Новые стратегии туризма»

В этот раз тема экспедиционных исследований — перспективы и проблемы развития туризма в Карелии. С 14 по 24 августа студенты посетили Петрозаводск, Чупу, Калевалу. 

Дивногорье: «Региональная идентичность и имидж региона: историко-культурные и природоохранные механизмы формирования» II

В рамках экспедиции, проходившей с 4 по 13 июля, студенты исследовали представления, с одной стороны, жителей области, с другой стороны – туристов и гостей о специфических идентификационных характеристиках как Воронежской области в целом, так и заповедника Дивногорье. В рамках исследования происходило обследование туристического потока: интервьюирование и анкетирование гостей. 

«Культурные эффекты границы» VII

Автомобильная экспедиция прошла с 25 апреля по 12 мая. Экспедиция побывала в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне, Дагестане, Астраханской и Воронежской областях. Основные направления студенческих исследований: туристическая экономика, многообразие форм туризма и путешествий, колониально-имперское фортификационное наследие, промыслы и ремёсла, новые формы культурных практик.

2017

«Народные художественные промыслы г. Кирова и Кировской области»

C 17 по 30 сентября в Кирове и окрестностях прошла экспедиция Школы культурологии, посвященная изучению кировских художественных промыслов: дымковской игрушки, вятской матрешки, капокорешкового промысла и вятского кружева. 

Дивногорье: «Региональная идентичность и имидж региона: историко-культурные и природоохранные механизмы формирования»

Летняя экспедиция школы культурологии прошла в природном архитектурно-археологическом музее-заповеднике «Дивногорье» Воронежской области с 16 по 28 июля. Исследования были направлены на изучение актуальных механизмов формирования привлекательности региональных туристических объектов. 

Дубна: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты»

Традиционная летняя школа в Дубне, организуемая школой культурологии НИУ ВШЭ, прошла с 4 по 13 июля. Тема 2017 года: «Рынки культурного предпринимательства: ритуалы и досуговые практики». 

«Культурные эффекты границы» VI

С 26 апреля по 12 мая прошла шестая ежегодная автомобильная культурологическая экспедиция. В этом году маршрут экспедиции прошел по территории Кавказских Минеральных вод, Северной Осетии, Дагестана и Азербайджана. Партнеры экспедиции – компания Jaguar Land Rover Россия и журнал «Клуб 4х4». Студенты ВШЭ исследовали народные промыслы и ремесла Дагестана и Азербайджана. 

2016

Дубна: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты»

Летняя школа проходила с 3 по 12 июля. Основными направлениями исследовательской работы были: формализованные и неформализованные практики досуга, использование социальных сетей, современных электронных средств коммуникаций и гаджетов населением города, а также их влияние на трансформации образа жизни. 

«Культурные эффекты границы» V

С 23 апреля по 10 мая прошла пятая ежегодная автомобильная экспедиция культурологов. В 2016 году маршрут юбилейной поездки прошел по территории Грузии, Армении и Ирана. 

2015

Дубна: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты»

В 2015 году школа в течение недели, с 7 по 14 июля, проходила в городе Дубна. Основные темы школы – организованные и спонтанные культурные практики, распределенный образ жизни, сетевые сообщества, отдельные исследовательские темы по интересам участников. 

«Культурные эффекты границ» IV

Четвертая ежегодная автомобильная экспедиция Школы культурологии. Путь пролегал через Калмыкию, Дагестан и Чечню. 

2014

Сатка: «Социокультурное развитие муниципального района»

Летняя школа отделения культурологии прошла в городе Сатка Челябинской области (4-15 июля). 

«Культурные эффекты границ» III

Третья культур-антропологическая экспедиция отделения культурологии НИУ ВШЭ. Маршрут прошел через Ростовскую область, Кавказские Минеральные Воды, Северную Осетию, Грузию и Армению.

2013

Торжок: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты» III

III Летняя школа отделения культурологии НИУ ВШЭ в Торжке.

«Культурные эффекты границ» II

Вторая автомобильная экспедиция отделения культурологии прошла по маршруту Москва — Пухляковка — Пятигорск  КишиневКаменец-ПодольскийЧерновцы — Львов — Киев — Воронежская область. 

2012

Торжок: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты» II

Вторая летняя школа отделения культурологии НИУ ВШЭ в городе Торжок, проходившая с 4 по 14 июля. 

«Культурные эффекты границ» I

Первая автомобильная экспедиция отделения культурологии прошла по маршруту Москва — Ростов-на-Дону  — Пятигорск  —  Кабардино-Балкария 

2011

Торжок: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты» I

Первая летняя школа отделения культурологии НИУ ВШЭ 2011, проходившая в городе Торжок 

Партнеры и студенты о наших экспедициях

Для меня экспедиции всегда делились на две части.

Первая – приобретение уникального исследовательского опыта (не всегда поначалу удачного) по работе в поле с обращением к качественным методам, разработкой дизайна исследования и обработкой полученных данных. И мое первое выступление на серьезной (взрослой) конференции стало возможным благодаря интервью, собранным во время нескольких экспедиций — тогда я занималась сбором биографических интервью и много говорила с людьми «третьего» возраста. Старшие коллеги из других структурных подразделений ВШЭ, зная о приобретенном мной опыте, больше доверяли мне, потому что знали, что я прошла «закалку» экспедициями Школы культурологии.

На первом курсе магистратуры я уже работала в качестве интервьюера не в учебном, а в профессиональном исследовании, проводимом Институтом социальной политики.

Вторая часть связана с уникальным опытом посещения мест, в которых ты никогда не предполагал оказаться — горное село Кубачи, известное на весь мир своими серебрянными украшениями, или мануфактура по изготовлению медной посуды в Иране. Накопленный за годы экспедиций опыт пробуждает такой интерес к окружающему миру, что ты уже не можешь не заниматься культурной антропологией дальше.

Елизавета Космидис

выпускница ОП "Культурология" Школы культурологии, руководитель гуманитарного направления Лицея НИУ ВШЭ

Экспедиции Школы культурологии — это искренняя заинтересованность преподавателей и студентов в изучении неизвестных для них ранее территорий. Для нас, как сотрудников музея-заповедника «Дивногорье», —  это отличная возможность посмотреть на нашу работу глазами молодых культурологов, социологов и дизайнеров. Этот взгляд позволяет нам с другого ракурса посмотреть на привычные для нас сюжеты.

Результаты экспедиций — статистические данные, полученные в ходе опроса посетителей музея-заповедника, описание отдельных кейсов о жизни хутора, авторские рекомендации, отмеченные в отчете, — все это мы активно используем в своей работе. Например, тексты, предложенные студентами для подготовки информационных табличек, появятся на территории музея-заповедника в самое ближайшее время. Благодаря наблюдениям студентов и преподавателей, мы поняли, что необходимо уделять больше внимания работе с местными жителями.

Софья Кондратьева

заместитель директора, заведующая отделом музейной деятельности, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье»

Музей-заповедник «Дивногорье» — удивительное место, где засушливый степной климат не помешал природе создать уникальную экосистему, преисполненную поражающей своим многообразием растительности и приспособленной к существованию под палящим солнцем живности. Изучение местного быта, закономерно сконцентрировавшегося вокруг главной достопримечательности музея-заповендника — больших меловых Див, позволило проследить особенности взаимоотношений местного населения, сотрудников и гостей Дивногорья.

Артём Власов

выпускник ОП "Управление пространственным развитием городов" ВШУ НИУ ВШЭ, руководитель проектов в архитектурном бюро М4 (Мастерская #4)

Летом 2017 года я впервые участвовала в культурологической экспедиции в музее-заповеднике «Дивногорье» в Воронежской области. Тогда еще я училась на Факультете коммуникаций медиа и дизайна и думала о выборе магистратуры. Все получилось почти случайно — в последний момент освободилось одно место в экспедиции, я написала организаторам и оказалась в составе участников.

С первых же дней мы окунулись в атмосферу полевой работы: беседовали с местными жителями, опрашивали посетителей и сотрудников музея, читали исследовательскую литературу, проводили анкетирование туристов, а вечером собирались за общий столом (и костром) и рассказывали о своих достижениях за день. Этот опыт был очень ценным для меня как для исследователя, так и для студентки.

Вернувшись, я твердо решила поступать на образовательную программу Школы культурологии и, спустя год, я уже заканчиваю первый год магистратуры по «Визуальной культуре» и с теплом вспоминаю наши экспедиционные дни!

Анна Ким

студентка ОП «Визуальная культура» Школы культурологии, контент-продюссер, издательство AdMarginem

Наши партнеры