10 сентября, Михаил Каталов, Москва

Наша автомобильная колонна, под завязку набитая рыбой и изделиями с морошкой неспешно движется в Москву, так что самое время рассказать вам о своем исследовательском проекте.

Я взял важнейшую тему — промыслы. Мне хотелось выяснить, что в Карелии самое вкусное\дорогое\ликвидное\необычное и попытаться описать это. Несмотря на то, что проблематика не нова, я открыл для себя множество неочевидных вещей, пообщался с самыми разными людьми и чувствую, что финальный отчет выйдет что надо. С вами же поделюсь выдержками из своего полевого исследования.

Если очень коротко –– в этом году ничего ни у кого нет. Из-за холодного лета в минувший сезон количество грибов и ягод резко сократилось.

Рыбалка, ягоды и грибы — традиционные карельские и поморские промыслы, ими занимаются уже очень давно, и мало что поменялось в процессе добычи и сбыта.
Эти три категории являются основными и для современной Чупы, люди не просто ходят в лес «по грибы, по ягоды», а часто продают их. Но у каждого из промыслов есть свои особенности: грибы, например, являются самым невостребованным товаром, так что преимущественно собираются для себя.

Как и положено поморам, чупинцы ловят как на удочку\спиннинг, так и на сети. В основном ловят опять же для семьи, но часто можно встретить практику бартерного обмена товара на услугу (одна респондентка отмечала, что чистит сети от рыбы, и в качестве вознаграждения забирает что-то себе). Продажи рыбы как таковой нет: в магазинах рыба привозная, очень редко можно встретить чупинскую в отдельных торговых точках, на еженедельной ярмарке её также нет. Местные жители уже знают рыболовов, которые часто ходят в море, и напрямую заказывают нужный объем и породу рыбы. Так что открытой возможности полакомиться чупинской треской, к сожалению, или к счастью местных, нет.

По сравнению с вырубкой леса и рыбной ловлей, промыслы практически не регламентируются. Ягоды и грибы, собираются кем, где и как угодно, хотя конкуренция на болотах рядом с Чупой весьма высокая.

Ягоды — это самый прибыльный, поэтому и самый востребованный товар. Килограмм морошки (знаменитой северной ягоды) можно продать по 600 рублей, черника идет чуть дешевле — 300\400 рублей. Поэтому за сезон можно заработать от 300 до 600 тыс. в зависимости от опыта, понимания, где растет ягода, наличия лодки, чтобы выезжать на острова, и потраченного на это времени. Поэтому многие семьи комбинируют занятие рыбалкой и сбор ягод, сбывают большую часть и живут на эти деньги в несезон.

Несмотря на то, что в 90-е годы здесь значительно сократилось население и количество рабочих мест из-за закрытия ГОКа (горно-обогатительного комбината), сейчас Чупа — активно развивающееся городское поселение. Поэтому то тут, то там появляются новые, более специфические локальные промыслы. Одним из самых ярких примеров можно считать заброску — вид нового, модернового промысла в Карелии. Суть заключается в транспортировке туристов в труднодоступные территории для экскурсий, сплавления на лодках и отдыхе на островах. Цена заброски сильно разнится в зависимости от региона, типа заброски, и времени, но местные отмечают, что это один из видов заработка сейчас.

Так как Чупа — один из центров Северо-Карельского туризма, сюда каждый год приезжает много людей, появилась потребность и в возрождении старых промыслов в новой оболочке. Так, местами возрождения можно считать две институции — Чупинский дом культуры и Дом Творчеств, который подчинен Лоухскому району. Там вместе с детьми чупинцы вспоминают такие культурные практики как поделки из бересты, карельская роспись, танцуют и поют карельские танцы и песни. Пока что ни у ДК, ни у Дома Творчеств не получилось выйти на чупинский рынок и продавать поделки как сувениры, но планы и там, и там есть, поэтому в следующем году я надеюсь приехать и посмотреть, какие произошли изменения.

Таким образом, Чупа в области промыслов сейчас стремительно развивается, и несмотря на этот, по мнению многих, неурожайный год, уверенно держит темпы промысловой жизни. Пока что городскому поселению трудно выйти на рынок, но я уверен, что это всего лишь вопрос времени и предприимчивости местного населения и приезжающих горожан.