30 апреля, Анастасия Бринцева, Теберда

Живопись принято считать субъективным преобразованием реальности. Но, тем не менее, она вполне может быть методом научного познания. В этом я убедилась на примере живописных полотен Павла Моисеевича Гречишкина в музее природы Тебердинского биосферного заповедника. Музей расположен в небольшом здании с фасадом в виде классического периптера с деревянным рельефным оленем на фронтоне, состоит из трех экспозиционных залов и галереи с живописными диорамами. Картины Павла Гречишкина находятся в трех залах и с первого взгляда поражают яркостью красок, точностью передачи цветовых нюансов, проработкой деталей, разнообразием композиционных решений, передают эффекты света и кажется сами светятся изнутри. Этот эффект свечения картин отмечает и наш экскурсовод: «даже когда у нас нет освещения, он настолько красиво это все написал, даже как будто солнышко светит на них, даже без подсветки».

 

В вводном зале, в котором расположены рельефная карта заповедника, подробная и настолько детализированная, что видны мельчайшие перепады высот, коллекция минералов и бабочек, практически под самым потолком висит фриз и полотен Гречишкина, представляющих основные достопримечательности Тебердинского заповедника — озера и водопады: «Муруджинское озеро в июле», еще не освободившееся ото льда,»Панорама с Бадукскими озерами» над входом, «Форельное озеро», «Первое Бадукское озеро в сентябре». Цвет воды каждого озера разный, преданы различные состояния воды — от спокойной неподвижной глади, до мелкой ряби с цветными отражениями, что создается впечатление, по словам нашего экскурсовода, что на дне озера лежат маленькие янтарики. Картины расположены по временам года — от ранней весны до поздней осени. В этом же зале представлено громадное полотно, занимающее всю стену и сшитое из нескольких фрагментов холста. На нем изображены горы Домбая летом. Тот самый вид, который мы видели вчера поднявшись по канатной дороге. Полотно служит фоном для чучела двухлетнего туренка, найденного около 50 лет погибшим в результате схода лавины или камнепада.

В правом зале примечательны картины с изображением Клухорского озера, по кромке которого проходил легендарный всесоюзный маршрут №43 Теберда-Домбай-Сухуми. На одной из картин художник изобразил себя за мольбертом. Словно в подтверждение своим словам о точности и достоверности изображения пейзажа, экскурсовод перебегает с указкой от макета к картине, показывая тропу маршрута, дополняя красочными личными воспоминаниями о его прохождении.
В боковых залах также художником выполнены видовые задники для экспозиций с чучелами кабана и горных туров…

Здание музея построено в 1958 году по инициативе директора заповедника Барабанщикова Андрея Анатольевича, в 1957 году он пригласил Павла Моисеевича Гречишкина написать картины для музея, вероятно имея четкий экспозионный план. Для П. Гречишкина, самобытного Ставропольского художника, не получившего систематичеческого художественного образования, это был первый опыт работы с горным пейзажем. Прожив почти год на территории заповедника и написав 138 этюдов, художник согласился на выполнение заказа.

 


«В Теберде он впервые работал вместе с географами, ботаниками и убедился в плодотворности такого сотрудничества. Оно словно поставило его картину на научную базу.»
(К.Э. Штайн, Д.И. Петренко. Павел Моисеевич Гречишкин: Богатырь земли Ставропльской // Люди на все времена. Ставрополь. 2014. С. 77). Как реставратор, не могу не отметить идеальную сохранность произведений. Написанные в 1957-60 годах они сохранили яркость красок, звучность колорита, на них нет кракелюра и деформаций холста, потемнений лака или плотных поверхностных загрязнений. Для пейзажей Гречишкина характерны удивительное чувство тона, сочетание монументальности и детализованности, яркость и открытость цвета. Уделяю внимание проработанности переднего плана, художник приближает пейзаж к зрителю,в который, кажется, можно шагнуть, переступив за раму. На меня они произвели очень вдохновляющее впечатление, в них слышится призыв любоваться окружающим пейзажем, запечатлевать в памяти или любыми другими средствами природу этого края. Сам художник писал: «Я сразу вижу красоту. Очень интересно, когда приедешь на новое место, внутри начинает работать какая-то система, я вижу тона, раму, состояние этого места, погоду» (К.Э. Штайн, Д.И. Петренко. С.93).

Фотографии Павла Гречишкина с сайта Госкаталог.рф, хранящиеся в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве: