20 мая, Мария Фигура, Москва

По определенным причинам видео, которые снимались в последние дни экспедиции, не сохранились, как феерическое падение Леши Морозова с лианы в Самурском лесу, которое, я уверена, надолго впечаталось в память всем членам экспедиции, но один эпизод я помню прекрасно. А выглядел он следующим образом.

Вечерний Дербент. Обойдя всю крепость Нарын-Кала, побродив по старинным баням, я останавливаюсь на одной из смотровых площадок, чтобы снять панораму города. Отсюда удобнее всего наблюдать за уличными потоками. Здесь же слышны и все звуки города, доносящиеся из кафе, магазинов, окон автомобилей и других мест. Уносимые ветром с моря, они постепенно исчезают где-то в горах. Вот над Дербентом разливается призыв на вечерний намаз. Он сменяется каким-то шансоном из проезжающей мимо Лады Приоры. Про себя отмечаю этот контраст и веду камеру дальше. Но внезапно слышу откуда-то справа знакомые аккорды – в ближайшем кафе у Нарын-Кала играет «Как на дикий Терек» в исполнении «Пикника». Мигом поворачиваю камеру и бегу, спотыкаясь, через всю крепость, чтобы только успеть на последний припев. Впопыхах влетаю в кафе и присоединяюсь к танцующим участникам экспедиции, которые пришли сюда после долгого дня, проведенного в исследованиях достопримечательностей Дербента, местных музеев и рынков. А некоторые после исследования дна Каспийского моря.

Вечер у Нарын-Кала преподнесет нам много музыкальных открытий. Все они зафиксированы участницами экспедиции, чьи заявки касаются музыкальной культуры Дагестана.

Однако главным хитом того вечера стала композиция «Привокзальная» Гарика Кричевского. Произведение, которое теперь по праву можно считать одним из гимнов Экспедиции Школы культурологии 2017. Как выяснилось позднее, эту песню знают почти на всех кавказских курортах.

Конечно, проводниками в мир музыки Кавказа были не только музыканты в ресторанах, уличные певцы и просто энтузиасты, но также и таксисты, любезно делившиеся своими плейлистами. Однако о них надо говорить отдельно.