9 мая, Мария Румянцева, cело Гуниб

«Машенька… приглашаю вас на кашу в наш музей» — Патима дружески обняла меня.
«Да мы уже поедем скоро, нам пора двигаться дальше. Я попрощаться зашла».
«Приезжаете еще. Вам и гостиница не нужна. У меня остановитесь. Наш Гуниб рад таким гостям».
На 9 мая музей стал местом притяжения для местных. Туда забегали школьники, завидев посетителя, принимались петь «Катюшу», заходили поздороваться старейшины поселка. Прямо перед музеем были сооружены лавки и столы, где сидели родители с детьми и ели кашу – ее неподалеку раздавали в честь праздника. Мимо музея фланировали нарядно одетые девушки. Директор музея, Патима, – статная, седовласая женщина, одетая в темный платок и платье – стояла у входа и по-хозяйски приглашала прохожих.
 
 
В музее кроме нее работают еще 4 сотрудника: две смотрительницы, сторож и уборщица. Он был открыт в 90-е местной администрацией. Патиму, которая до этого работала учителем физики и занималась в свободное время краеведением, попросили стать директором. Официально музей называется «историко-архитектурным», так как является филиалом Историко-архитектурного музея в Махачкале, но по-сути он краеведческий. Некоторые экспонаты – например, знамя Шамиля времен Кавказских войн –переданы сюда из общего фонда головного музея. Однако большинство вещей собрала Патима у местных жителей: «Я по селу собираю – у кого – что есть, да кому, отдать не жалко. Вот, например, женские платки – кто мне их отдаст? Дорогая же вещь. Приходится что-то из общего фонда просить. Но я все равно нашим эту одежду даю на фестивали, на праздники всякие. Мне же помогают, и я должна помочь». Помимо постоянной выставки, в музее действует зал временных экспозиций. Сейчас там выставка, посвященная гунибцам, участвовавшим в Великой Отечественной Войне.
«Часто вы меняете экспозиции?»
«В основном, к праздникам. Но они всегда нашим гунибцам посвящены. Это нашим людям приятно. Идут они гулять по улице – зайдут, посмотрят, поздороваются – да дальше пойдут».
Когда мы впервые пришли в музей, туда зашли двое местных мужчин. Директор увидела их и постаралась включить в общую экскурсию: — «Вот это вам тоже будет интересно» — сказала она, указав на усатую ложку. По Корану на усах не должно оставаться еды: поэтому усатая ложка имеет особую форму.
Где бы я не расспрашивала об истории и культуре Гуниба — в управлении образованием, у таксистов, у хозяйки гостиницы, у работников детского-оздоровительного санатория — все мне советовали обратиться к Патиме.