6 мая, Мария Румянцева, Кубачи

В Дербенте наша команда решила разделиться. Часть студентов в компании Руслана Хестанова и Мики Великовского поехали в Куруш, дабы насладиться вяленным мясом и чудесными видами, открывающимися с самого высокогорного села в Европе. Часть участников осталась, чтобы осмотреть город. Ксения Романенко, например, исследовала подготовку к празднованию 2000-летия Дербента. Паша Касевич занимался монтажом очередного видео о нашей поездке.

Женя Бобылёва и Александра Скоробогатская поехали со мной и Виталием Куренным в Кубачи – центр ювелирного дела в Дагестане.
Первым делом хотели отправиться в музей при Кубачинском художественном комбинате, расспросить его сотрудников о местных мастерах.

Никаких предварительных договоренностей у нас не было. Так что решили действовать на удачу. Местные показали нам, где находится комбинат. Старушка–смотрительница на проходной позвала замдиректора комбината, который познакомил нас с главой администрации поселка — Расулом Куртаевым. Он отвел нас в дом своих родителей, показал свой домашний музей, накормил и отвез в старую часть поселка.

— «Жителей здесь мало. Дома разваливаются потихоньку. Ремонтировать их выходит дороже, чем построить новый дом в другом месте. Улицы узенькие. Стройматериалы сюда не подвезешь».
Старая часть располагается на склоне возвышенности. Дома здесь построены из камня. Говорят, один мастер мог изготовить не больше одного такого камня в день – настолько кропотливая была работа. Иногда в кладку дома вставляли камень с резьбой. Бросилась в глаза вырезанная в камне кошка. Ее изображение наполовину уничтожили с приходом ислама. Улочки в этой части поселка витиеватые и запутанные. Иногда они проходили прямо под домами.

— «Всего в Кубачах 103 памятника республиканского и федерального значения, а денег на их реконструкцию и поддержку не выделяется. Лет за 15 от этой части поселка ничего не останется. Недавно вот был пожар, часть домов сгорело, хозяева так их и побросали – не стали ремонтировать».

От одного из домов, пострадавшего после пожара, осталась лишь стенка с выступающей каминной плитой, украшенной резьбой по металлу. Чуть ниже старой части поселка располагается кладбище.

Оно потихоньку сползает вниз из-за не укрепленного склона, на котором располагается. Чтобы сохранить историческую часть поселка местные устраивают здесь праздники, собирают деньги, потихоньку реконструируют дорожку, что тянется вдоль кладбища к старой части поселка.

«Я сам отдаю деньги на восстановление дорожки. Есть и другие активные люди, которые вкладываются в поселок, в сохранение его истории».

PS: так вдохновил этот случай, что подробно рассмотрела его на конференции по культурной политике, которую организовывали Школа культурологии НИУ ВШЭ и Новый институт культурологии.

PSPS: Спасибо Расулу Куртаеву за экскурсию по старому городу и комментарии!