2 мая, Алена Колесникова, Элиста 

На празднике первомая в поселке Ергенинский в Калмыкии в череде шашлычных мне встретилась палатка с буддийскими принадлежностями. Первым, на что указал продавец, рассказывая об ассортименте, была буддийская символика для автомобилей.

Многие автомобилисты вешают подвески на зеркала заднего вида в салоне и размещают на панели небольшую позолоченную ступу из металла. И таких машин, где есть подвеска и /или ступа, здесь большинство.

Оказавшись в окружении ступ, немедленно хочется узнать больше об этих неантропоморфных на первый взгляд святынях.

В самом поселке расположена ступа Просветления — символ победы над трудностями и препятствиями. Это одна из восьми возможных ступ, форма которых задается двумя ансамблями из восьми великих ступ: «ступами Татхагаты восьми священных мест», которые были построены в честь главных событий в жизни Будды Шакьямуни, и «восемью великими ступами реликвий в городах», в которых содержатся восемь реликвий тела Будды, оставшихся после кремации.

Ниже приведены отрывки из Энциклопедии тибетских символов и орнаментов Роберта Бура по этой теме.

Существуют три вместилища, представляющие тело, речь и ум будды.  Нарисованный образ или статуя просветлённого Будды или божества образует вместилище тела; текст Дхармы — это вместилище просветлённой речи; а ступа — это вместилище просветлённого ума будды. Ступа — это, в сущности, самая ранняя форма образа Будды Шакьямуни, она строилась в ознаменование основных событий его жизни в священных местах, где эти события происходили, внутрь ступы помещались реликвии Будды и его наиболее успешных учеников.
Хотя изначальным назначением ступы было хранение великих духовных учителей, со временем они стали сооружаться по самым разнообразным поводам. В священных местах они строятся в ознаменование важных событий; на перекрестках, горных перевалах и паломнических маршрутах они служат алтарями религиозной преданности. Ступы успокаивают и устраняют препятствия, болезни и эпидемии, они приносят мир в страны, раздираемые войнами, распрями и конфликтами, дарят долголетие местным жителям и гармонизируют своим присутствием вся окружающую среду.
Считается, что Будда Шакьямуни при жизни дал некоторые основные наставления относительно внешнего вида ступы.
Как вместилище просветленного ума будды ступа содержит в себе воплощение пяти очищенных элементов. Квадратная основа, или львиный трон, представляет четыре основные стороны и четыре промежуточных угла элементов земли. Купол в форме полусферы, или сосуд, представляет круг, или каплю элемента воды. Конический шпиль тринадцати зонтов представляет элемент огня. Верхний лотос-зонт и серп луны представляют элемент воздуха, а солнце и растворяющая капля обозначают элемент пространства.

Строительство ступы предполагает совершение сложных ритуальных действий: выбор места и устранение препятствий, различные благословения и т.д. Ступа заполняется священными текстами, прошафраненными свертками с мантрами, сосудами с драгоценностями.  В основании ступы —  деревянный осевой столб, который изготовляется из ствола особого дерева и помещается с соблюдением той же ориентации по сторонам света, где это дерево росло. Внутри ступы расположен алтарь и молитвенный барабан — кюрдэ, наполненный мантрами на санскрите. Незнание языка не является препятствием: для молитвы необходимо всего лишь вращать барабан по часовой стрелке.

Гелуг, Кагью, Сакья, Ньингма — основные школы, распространенные в республике, происходят из Тибета. Далее приведено описание типичной тибетской ступы.

Над основанием львиного трона нижняя часть типичной тибетской ступы, которая состоит из четырех восходящих ступеней, основы сосуда, его купола и квадратной хармики. Нижняя структура известна как «ступа причины». Верхняя часть ступы, состоящая из опоры лотосового зонта, осевого столба, тринадцати колец-зонтов, верхнего зонта, защиты от дождя и верхушки из солнца, луны и пламени, известная как «ступа плода».
Первая из четырех нижних ступеней символизирует своими четырьмя сторонами четыре близких созерцания тела, чувств, ума и Дхармы. Вторая ступень символизирует четыре ноги чудесной силы, достигаемой через отречение от умозрительных устремлений желаний, ума, усилия и анализа. Четвертая ступень символизирует своими четырьмя сторонами и вершиной пять качеств нравственности: веры, упорства, памятования, концентрации и мудрости. Узкая круговая основа купола над этими ступенями символизирует силу и мощь этих пяти аспектов нравственности. Купол, или сосуд, представляет семь условий просветления: совершенное памятование, мудрость, радость, усилие, податливость, сосредоточение и равностность. Восемь углов хармики символизируют благородный восьмеричный путь: правильное воззрение, правильные намерения, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное сосредоточение. Осевой столб символизирует десять знаний: феноменов, мыслей других, Дхармы, кармы, страдания, пересечения, источника, пути, исчерпания и не-деяния, или не-созидания. Вокруг осевого столба находятся тринадцать колец, первые десять из которых символизируют десять сил будды: ясные мысли, полная кармическая ответственность, медитативное знание, восприятие способностей других, восприятие ментальных склонностей других, знание ментальных способностей других, знание всех путей, знание всех предыдущих жизней, знание всех смертей и перерождений, знание прекращения кармы. Три верхних кольца символизируют три близких созерцания, означающих: что Будда не испытывает удовольствия, когда все его ученики внимают с уважением; что он не испытывает ни удовольствия, ни гнева, когда некоторые ученики слушают с уважением, а другие — нет. Зонт над этими колесами символизирует великое сострадание будды и его искусные способы обучения тех, кто обладает скромными, средними и большими способностями. Навес, защищающий от дождя, символизирует четыре бесформенных измерения. Если поверх зонта помещается знамя с головой Макары, или крокодила, это символизирует победу над четырьмя марами: психофизическими совокупностями, омраченными состояниями ума, смертью и марой-искусителем, или Сыном Небожителя.

Эта иллюстрация предает теоретическую взаимосвязь между иконографической сеткой сидящего будды и ступой просветления.  Четыре квадратные ступени, представляют скрещенные ноги будды в позе ваджрасаны, или перевернутого полного лотоса. Деревянный осевой столб ступы представляет собой позвоночник будды, или его центральный канал.