2 мая, Мария Румянцева, Элиста

«Что мне этот новый хурул? Я что им буду детей кормить? Тут вообще-то раньше железобетонный завод стоял. Новый хурул для туристов возвели – показуха одна. Есть у нас Аршанский хурул – наш — настоящий. Стоит он не в центре города, а в степи» — таксист явно негодовал из-за моего восхищения перед огромным хурулом в центре Элисты.
«Старый хурул», как я позже узнала, был построен в 1996 году, общественный транспорт до него не ходил. «Новый хурул» возвели в 2005 г. во время президентства Илюмжинова. Добраться до него значительно легче, чем до «старого», так что утром на молитве хурул полон. Помимо строительства нового хурула в период Илюмжинова обновили главные улицы города.
«У людей теперь есть место для встреч. Раньше такого не было. А теперь хочешь ты собрать компанию – говоришь «у пагоды» и все понимают». Недалеко от пагоды, в которой находится молитвенный барабан, стоят огромные шахматы. При нас там разыгрывали партию двое старцев. Молодежь толпилась вокруг доски и следила за результатами игры. Брендирование города проходило под лозунгом: «Элиста – город шахмат».

С советского времени здесь остались памятники Ленину. Есть несколько грандиозных монументов в память о Великой Отечественной Войне. В связи с интенсификацией национальной политики рядом с ними появились множество новых монументов. Условно их можно разделить на два типа: светские – отсылающие к народной культуре, в частности, к калмыцкому эпосу Джангар, и религиозные – такие как статуи Будды, молитвенные барабаны, пагоды. Одной из функций публичных пространств здесь является проведение религиозных обрядов. Так рядом с памятником Цаган Аав (Белому Старцу), стоят несколько деревьев, обвязанных ленточками. Ленточки остаются после проведения религиозных обрядов, которые проходят без присутствия монахов, но по их наставлению. Традиция эта восходит к дереву Бодхи, под которым Будда достиг просветления. Религиозные обряды, таким образом, «вписаны» здесь в пространство города и являются нормальной городской практикой. На крупных городских религиозных событиях – как освещение каких-либо мест или открытие священных ступ – присутствуют и ламы-монахи.
Местные хорошо считывают данную символику – знают, к чему отсылает цвет ленточки, лотос, что изображено на картинах, которыми украшены «светские» памятники. Для приезжего же оформление данных публичных пространств воспринимается чисто эстетически также, как чисто эстетически может восприниматься текст на незнакомом языке.

#cultexp #‎cultexp2015‬