1 мая, Дмитрий Павловский, Батуми

На шестой день путешествия мы весь день исследовали Батуми. Под вечер, сидя на обрыве в Ботаническом саду, любуясь заходящим в море солнцем и вслушиваясь в стук колес проезжающего вдоль воды поезда, можно предаться воспоминаниям с предыдущих дней.

На меня, как водителя, первым делом набрасываются картинки с дорог: серпантины, водопады, пропасти, скалы. И вчерашняя дорога из Боржоми в Батуми самая яркая из них.

Все лучшее в путешествии всегда относится к незапланированному. Полтора часа автобана Тбилиси-Батуми мы «случайно» променяли на «кратчайший путь», занявший весь световой день.

Дорога от Адигени до Хуло, проходящая через административную границу Аджарии, оказалась классическим горным перевалом.

Мы ехали по прекрасной асфальтированной двухполосной дороге в предвкушении скорой встречи с морем. И резкий переход ровного покрытия в вязкую колею стал для нас сюрпризом. В добавок у «Красного лидера» оставалось топлива до ближайшей заправки, все шансы на которую перечеркивали новые обстоятельства. Тут пригодились закупленные на утреннем базаре в Боржоми сыр, травы, овощи и лаваш. Простая сельская еда гармонично вписалась в солнечный зеленый ландшафт, на котором мы провели около часа, пока Виталий Анатольевич искал 95 бензин в оставшееся немного позади горном селении.

Самым удивительным препятствием на нашем пути стал настоящий полноводный водопад, который каждый водитель, желающий попасть в Аджарию, должен был преодолеть вброд. Справа от нас, со скалы, сливалась масса воды, летящая под автомобилем, и левее стекала в пропасть, от которой машину отделяло не больше метра.

На высшей точке подъема мы оказались в мертвом селе, состоящем из десятков деревянных хибар, разбросанных среди снегов высокогорья. Проехать по нему мы смогли лишь благодаря снежным туннелям, образовавшимся в результате расчистки дорог от снега специальными службами. Не менее удивительно, что даже здесь, посреди заброшенного села, мы встретили дежурящий полицейский джип.

Двадцать минут войны в снежки. И мы снова в пути. Теперь спускаясь, но все по тому же бездорожью. Мы ждали хорошей дороги. Но она оказалась опасней плохой. При появлении первых признаков асфальта джигиты стали агрессивно вылетать из-за серпантинных поворотов. На одном из них ярко синий микроавтобус «рафик» снес зеркало заднего вида у Navara под управлением Маши Мирской. Горцы явно были не правы с точки зрения международных правил дорожного движения. Но по законам гор не существует сплошных, разделяющих полосы встречного движения и других атрибутов безопасного вождения.

И вот долгожданное село Хуло. Мы въезжаем на новенький асфальт… с внезапно проколотым правым передним колесом у Toyota Highlander. Замена колеса у столь не простой машины — это отдельное увлекательное приключение. Более десятка последовательных шагов по инструкции, начиная со снятия запасного колеса, нависающего над дорогой под багажником, и заканчивая установкой в этот же отсек поврежденной покрышки.

За этот час мы успели повстречаться с московскими «джипперами», предложившими нам помощь, и с местными горными джентельменами, подарившими женской части экспедиции шоколадный торт.

В Батуми мы приехали в темноте. У нас не было заказанной гостиницы. И вновь импровизация сделала свое дело. Мы поселились в нескольких квартирах в «одесских» двориках и одновременно в самом престижном районе города, на первый взгляд предлагающим места только в Sheraton, Hilton и других роскошных апартаментах.

 ‪#‎cultexp‬ ‪#‎cultexp2014‬